Многофункциональные современные информационные системы, контролирующие, упорядочивающие и упрощающие бизнес-процессы уже давно стали стандартом в крупных российских коммерческих организациях. Конкурентоспособность регионального бизнеса сегодня не в малой степени зависит от адекватного использования информационных технологий (ИТ), готовых быть все ближе и доступнее. Вопросы внедрения ИТ в компаниях Тюменской области обсуждались 13 марта на конференции «Информационные технологии для бизнеса», организованной «Тюменским Бизнес-журналом» в рамках выставки «Инфотех-2008».
Любые разговоры о необходимости использования информационных технологий в бизнесе лежат в плоскости формализации и упрощения сложных бизнес-процессов. Отсюда: сокращение издержек, эффективный контроль, старт для роста. Осознав это, многие компании рассматривают информационные технологии уже не как расходую часть бизнеса, а как инвестиции в собственное развитие. Вместе с тем, ИТ-решения становятся доступнее для различных категорий бизнеса.
В рамках конференции были рассмотрены решения, способные стать фундаментом для развития и повышения конкурентоспособности местных компаний, на примере внедрения в реальном региональном бизнесе.
Фундаментальный софт
Интегрированные системы управления предприятием или ERP-системы — безусловная основа автоматизации функции управления на предприятии.
В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого сотрудника, наделенного соответствующими полномочиями. Собственно оптимизация заключается в сокращении количества информационных потоков и, соответственно, сокращении затрат на них. Человек исключается из цепочки принятия типовых, формальных и часто дублирующих друг друга решений. Кроме того, ERP-система позволяет избежать «отсроченного контроля» и реагировать на изменение ситуации в реальном времени, а не по итогам отчетного периода.
Наиболее заметная ИТ-тенденция последних лет — переход от реализации продукта к полноценному ИТ-консалтингу. «Коробочный» подход совершенно неуместен, если речь идет о комплексной автоматизации функции управления бизнесом, так как внедрению системы предшествует тщательная диагностика бизнеса, учитывающая цели и ключевые показатели эффективности развития предприятия, наложение существующей модели управления на идеальную, выявление «узких» мест. Поэтому крайне важно выбрать профессиональную проектную команду, способную, в первую очередь, совместными усилиями с заказчиком сформулировать правильные задачи. По мнению исполнительного директора компании «ТюмБИТ-АСУ» Евгения Карасева, при выборе ERP системы и консультанта необходимо выбрать по каждой системе не менее двух консалтинговых компаний, имеющих опыт внедрения. И провести тендер.
Наиболее распространенные сегодня ERP-платформы — это продукты корпорации Microsoft - Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV, отечественная ERP-система «Галактика ERP».
По мнению директора консалтинговой компании «Бизнес-Перспектива» (Золотой Партнер Microsoft), программные продукты семейства Microsoft Dynamics дают наиболее полный ответ основным требованиям современного ИТ-рынка: целостность, интегрированность, гибкость, доступность.
Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics NAV представляют собой комплексные системы управления предприятием, в которой реализована функциональность для управления финансами, товарно-материальными потоками, отношениями с клиентами, персоналом и других сфер деятельности.
Microsoft Dynamics имеет трехуровневую архитектуру. Разработчик рекомендует использование Microsoft Dynamics AX предприятиям со сложной организационной структурой (холдинги, дистрибьюторские и производственные компании), Microsoft Dynamics NAV — напротив, подойдет скорее небольшим компаниям.
По данным исследований ERP-сис-тем аналитической фирмой Nucleus Research выяснилось, что в 75% случаев внедрение Microsoft Dynamics AX окупается менее чем за два года. Эти данные подтверждает опыт тюменских компаний, внедривших ERP-решения Microsoft Dynamics. На конференции опытом внедрения системы на предприятии поделился генеральный директор производственной фирмы «Барс» Евгений Шеломытов.
В 2006 году производственная фирма «Барс», имея разветвленную и сложную структуру, приняла решение о внедрении серьезной ИТ-платформы, способной повысить эффективность управления предприятием. Выбор пал на Microsoft Dynamic AX. Реализацией проекта занялась консалтинговая компания «Бизнес-Перспектива». На первом этапе были выявлены главные проблемы: распределенная структура компании, отсутствие единой базы данных для управленческого учета, невозможность контроля остатков и резервов на складах, несогласованность работы подразделений, невозможность четкого планирования поставки материалов, отсутствие аналитических отчетов. Внедрение системы привело к созданию единой базы данных для всех подразделений. Был автоматизирован процесс приема заказов и передачи их в производство, а также процесс планирования закупок материалов. Контроль стал осуществляться в режиме реального времени. Система аналитических отчетов позволила эффективно контролировать деятельность филиалов. В планы ПФ «Барс» входит дальнейшая автоматизация процессов взаимодействия с клиентами, подключение иногородних филиалов к единой базе данных, внедрение системы управления персоналом, анализ финансовых показателей деятельности в разрезе подразделений, создание единого управленческого баланса компании.
ERP-решения Microsoft были внедрены также в ХК «Партнер», «Западно-Сибирской промышленно-строительной компании», заводе «Авангар», торговом доме «ЭРА — Тюмень», «Тюменьнефтегеофизике», компьютерной фирме «Арсенал» и других компания региона.
Система Галактика ERP также реализована в трехуровневой архитектуре: клиент — сервер приложений — сервер базы данных, при этом у заказчика есть возможность комбинирования двух - и трехуровневой архитектуры.
Благодаря модульной структуре Галактики ERP, предприятие-заказчик приобретает только нужные ему компоненты системы ERP. При этом с развитием бизнеса и появлением новых управленческих задач, предприятие получает возможность последовательно производить закупку необходимых компонент системы. По словам Евгения Карасева, использование системы позволяет обеспечить решение более чем 80% задач современного предприятия в области управления качеством, финансами, логистикой, производственного планирования, учета.
Важным преимуществом использования Галактика ERP являются невысокие системные требования к компьютерам пользователей. В зависимости от характеристик канала допустимо использование как тонкого клиента напрямую, так и терминального доступа. Вышеуказанная трехуровневая архитектура системы позволяет построить распределенную конфигурацию практически произвольного масштаба. А наличие выделенного сервера приложений, выполняющего всю необходимую бизнес-логику, позволяет реализовать специальные приложения для мобильных клиентов. Значительно упрощается процесс обновления, так как исключается необходимость обновления приложений на рабочих станциях. Традиционной характеристикой системы Галактика ERP является ее невысокая стоимость.
Бизнес тюменского региона давно знаком с этой системой. Решение внедрено в компаниях: «Запсибгазпром», «Уралсвязьинформ», «Сибнефтепровод», «Заречье», ДОК «Красный Октябрь», «Тюменьэнерго» и других.
Несмотря на всю эффективность автоматизации на основе ERP, каждая компания, решившаяся на внедрение, должна понимать, что это небыстрый и сложный процесс, основанный не только на компетенции и опыте компании-консультанта, но и на желании и участии менеджмента в выявлении и налаживании современной системы управления.
Искусство клиентоориентирования
Деятельность основной части мирового бизнеса за исключением производственных компаний сосредоточена вокруг клиента. Бизнес-войны по переделу рынков и привлечению клиентов сменяются борьбой за лояльность. Этим объясняется феноменальная популярность CRM-софта практически во всех отраслях мировой экономики последних лет. CRM (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами) позволяет систематизировать данные о неограниченном количестве клиентов ограниченным количеством менеджеров и сохранять важнейший актив компании — клиентскую базу.
Михаил Гонгов отмечает, что исключение человеческого фактора из процесса управления клиентской базой позволяет сохранять принципы, темпы и политику работы с клиентами в случаях кадровых движений в отделе по работе с клиентами. По словам руководителя отдела Microsoft CRM консалтинговой компании «Бизнес-Перспектива» Игоря Москалевского, основная задача CRM заключается в формировании системы эффективной работы с наиболее «доходными» клиентами, максимальном использовании их потенциала с непременным сохранением лояльности. Таким образом, любая CRM-модель включает в себя необходимый программный инструментарий, а именно, единую сегментированную базу клиентов, единые корпоративные регламенты, сервис анализа продаж и истории клиента, программы повышения лояльности, предложение уникальных продуктов или услуг.
В рамках конференции Игорь Москалевский провел презентацию CRM-системы Microsoft Dynamics CRM. Решение рассчитано на все группы бизнеса и обеспечивает полный набор возможностей в области маркетинга, продаж и обслуживания клиентов в рамках привычного интерфейса Microsoft Office.
Система позволяет сделать процесс продаж предсказуемым, сократить цикл продаж и увеличить число успешно закрытых сделок. Достигается это благодаря функциональности для управления работой с потенциальными сделками и оптимизации процесса продажи, создания коммерческих предложений и доступу к информации о заказах клиентов.
Возможно одна из главных функциональных особенностей системы — полная интеграция с Excel. Ведь по статистике более 90% клиентских баз ведется с его помощью.
Также в рамках конференции прозвучал доклад генерального директора компании «Гранд-Медиа» Андрея Франка об опыте использования Microsoft Dynamics CRM в издательском бизнесе. CRM-система была внедрена консалтинговой компанией «Бизнес-Перспектива» в 2007 году.
Альтернативную платформу Terrasoft-CRM представил генеральный директор компании Альфа-Информ Олег Агапов. Компания Terrasoft является одним из самых активных игроков на рынке CRM СНГ. По мнению Олега Агапова, CRM — это в первую очередь консалтинговая услуга для бизнеса. Отсюда — сложная многоуровневая система внедрения проекта. Собственно внедрение предваряет три подготовительных этапа, на которых происходит формирование и согласование целей реализации проекта.
В отличие от других разработчиков Terrasoft имеет четкое отраслевое позиционирование. В портфеле компании присутствуют продукты для автомобильной отрасли, рекрутинговых и страховых компаний, банков, нефтетрейдеров и других. Основными клиентами Terrasoft являются поставщики оборудования, ИТ-компании, банки, страховые компании, поставщики услуг. В 2005 году Terrasoft CRM был внедрен в отделе продаж и маркетинга центрального аэропорта Брюсселя.
CRM — безусловно удобное и необходимое решение в переходную бизнес-эпоху от продаж — к сервису. Эффект от использования недорогого продукта виден с момента его внедрения. Поэтому нет сомнений, что в ближайшие годы программные CRM-решения получат повсеместное распространение и станут неотъемлемым спутником эккаунт-менеджера.
В ожидании бума
В рамках выставки «Инфотех-2008» и конференции «Информационные технологии для бизнеса» прозвучали мнения экспертов о корпоративном рынке ИТ тюменского региона, который был охарактеризован двумя признаками: осознанная потребность бизнеса в мощных и сложных информационных системах, наряду с незрелостью рынка.
Отсутствие профессиональных объединений и сообществ ИТ-директоров и небольшое количество профессиональных мероприятий отражают острожное движение рынка вверх. Однако взаимный интерес разработчиков программных продуктов и тюменского бизнеса, а также активная политика областного правительства о этой сфере будут способствовать увеличению динамики роста. Дополнительным стимулом в ближайшие годы послужит вступление России во Всемирную торговую организацию — равные экономические условия должны будут компенсироваться соразмерным использованием ИТ.
Возможности ERP-систем Microsoft Dynamics
► Широкие функциональные возможности
► Широкие возможности по финансовому управлению (бухгалтерский учет, управленческий учет, бюджетирование, налоговый учет, учет ОС)
► Гибкость настройки под бизнес-процессы предприятия
► Получение информации в режиме реального времени.
► Простота в освоении и работы
► Механизмы обмена информацией с другими системами и программами (выгрузка отчетов в excel, word, синхронизация с outlook, обмен данными с учетными системами)
► Уникальная технология «развертывания» и «проваливания» в цифры и суммы с возможностью отслеживать до документа-первоисточника
► Наличие большого числа отраслевых решений (производство, автобизнес, гостиничный бизнес, строительные решения)
► Полная интеграция с продуктами от одного поставщика (Microsoft)
► Быстрое внедрение и доступная цена
Возможности Microsoft Dynamics CRM
Модуль «Автоматизация продаж»:
► Доступ к информации о контрагентах, управление взаимодействиями с контрагентами
► Синхронизация с Outlook
► Большой набор отчетности по прогнозированию продаж, анализу эффективности сотрудников отдела продаж
► Квалификация потенциальных клиентов
► Настройка бизнес-процессов
► Централизованное хранилище информации и возможность интеграции
► Размещение заказов, выставление коммерческих предложений и счетов
► Персональные рассылки с использованием шаблонов
Модуль «Сервис»:
► Управление обращениями и запросами
► Просмотр и обновление календаря, загрузки, задач сотрудников
► Маршрутизация обращений и очереди
► База знаний: статьи и ответы на наиболее часто задаваемые вопросы
► Возможность создания, отслеживания и управления сервисными контрактами |