Шестая областная неделя налогоплательщика, проводимая Управлением ФНС России по Тюменской области, вышла в этом году на новый уровень. В рамках ставшего уже традиционным делового мероприятия был впервые организован круглый стол, где обсуждались аспекты взаимодействия бизнеса с налоговыми органами. Неожиданно для собравшихся получился живой, открытый, а главное - конструктивный - диалог.
Главное событие Недели - конференция налогоплательщиков - уже имеет собственную историю. Так, с 2005 года поддержку областному Управлению ФНС в организации мероприятия оказывает группа компаний «ТюмБИТ» - крупнейший в области поставщик автоматизированных бизнес-решений. Тандем оказался весьма плодотворным. Для уточнения потребностей и интересов участников организаторы ежегодно проводят анкетирование и анализ данных, что обеспечивает обратную связь.
И хотя формат мероприятия за шесть лет неоднократно менялся, принцип проведения подобных встреч остался неизменным: представить налогоплательщикам как можно больше актуальной информации, а главное - предложить исчерпывающие ответы на вопросы участников.
«Большая часть наших клиентов - бухгалтеры. Но мы не просто продаем им программы, а помогаем сделать их работу более эффективной и менее трудоемкой. Для нашей компании конференция налогоплательщиков - важная часть такой поддержки», - отметил, открывая конференцию, генеральный директор ГК «ТюмБИТ» Андрей Лозицкий.
Малым и средним посвящается...
В этом году двухдневный налоговый марафон собрал более восьмисот участников. Все они имели возможность лично задать вопрос выступающему налоговому инспектору. Лейтмотивом докладов стали «типичные ошибки» при уплате различных налогов. Как и прежде, возглавляют рейтинг самых актуальных вопросы, связанные с особенностью уплаты НДС, а также НДФЛ и УСН.
Традиционная часть конференции - доклад об изменениях в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с 1 января будущего года.
На вернисаже продуктов и услуг от ГК «ТюмБИТ» участники активно интересовались программным обеспечением «Гарант», которое включает систематически обновляемую справочно-правовую систему и целый спектр услуг, позволяющих быть в курсе всех изменений налогового законодательства. Стоит отметить и расширенную линейку программ «1С»: появляются не только более совершенные конфигурации программ, но и решения для новых отраслей. Среди новинок этого года - ПО «1С:Управление небольшой фирмой», а также комплект антикризисных отчетов для «1С:Бухгалтерии 8».
Примечательно, что в названии конференции налогоплательщиков появился конкретный адресат - малый и средний бизнес. Преимущественно некрупные компании испытывают больше трудностей в работе с налоговыми органами, от них поступает и основная масса претензий.
Взаимный контроль
Как пояснила заместитель руководителя УФНС России по Тюменской области Вера Касаткина, в отношениях предпринимателей и налоговых инспекторов пока не все гладко. С целью найти пути к взаимопониманию впервые в истории Недели был организован круглый стол «Диалог государства и бизнеса — аспекты взаимодействия с налоговыми органами». На встречу пришли руководители налоговых инспекций города и представители УФНС России по Тюменской области, директоры и главные бухгалтеры предприятий, индивидуальные предприниматели.
Дискуссия шла настолько оживленно, что модератор круглого стола Светлана Фоминских едва успевала «ставить в очередь» желающих задать вопрос. Факт весьма показательный, ведь некоторые приглашенные собирались всего-то «посидеть послушать». А некоторые отказались принять участие, чтобы «не сказать лишнего»...
По словам Веры Касаткиной, ошибки допускаются и сотрудниками налоговых органов, и налогоплательщиками, и третьими сторонами. Так, случается, что отправленный почтой налоговый отчет идет в пределах города около месяца. Между тем, уже десятидневная задержка отчетности позволяет выносить решение о приостановлении операций по счету плательщика в банке.
Чтобы избежать подобного форс-мажора и очередей в налоговой инспекции, Вера Касаткина посоветовала сдавать отчетность в электронном виде по сети интернет. Для этого даже не обязательно устанавливать в своей компании специальное программное обеспечение. В городе сегодня достаточно налоговых представителей, которые предоставляют эту услугу. Так, например, одним из налоговых предствителей является Центр бухгалтерского обслуживания ГК «ТюмБИТ». Консультанты Центра помогут буквально с «бумажки» подготовить отчетность, грамотно заполнить все формы, а результат проделанной работы отправить по интернету в установленные сроки.
Нередко досадные оплошности со стороны налогоплательщиков случаются при заполнении ими платежных поручений. Если «платежка» заполнена неверно (даже при ошибке на один символ!), она попадает в корзину невыясненных, что влечет негативные последствия для налогоплательщика.
Особый интерес участников вызвала информация о принципах проведения камеральных и выездных проверок предприятий. На сегодняшний день разработаны четкие «критерии риска», закрепленные в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Ознакомившись с этими критериями на официальном сайте областного Управления ФНС www.r72.nalog.ru, предприниматели могут самостоятельно вычислить, ждать ли им в ближайшее время проверку, так как налоговики используют эти же критерии отбора объектов для проведения выездного контроля.
Не боги горшки обжигают, и человеческий фактор никто не отменял. При возникновении недопонимания с сотрудниками налоговой службы всегда можно обратиться выше - к начальникам отделов и инспекций, в областное Управление ФНС. Желательно с изложенным в письменном виде вопросом или претензией. С 2009 года этап досудебного урегулирования спорных моментов в вышестоящем налоговом органе станет обязательным.
Настоящим «откровением» для многих предпринимателей оказалась озвученная на круглом столе возможность записаться на личный прием к начальнику налоговой инспекции.
Как выяснилось, эта возможность давно предусмотрена налоговой, но почему-то мало известна - ответственные лица порой просиживают свои приемные часы в одиночестве. Хотя на сайте областного Управления ФНС можно узнать часы приема каждого из руководителей инспекций.
С интересной инициативой проведения общественного мониторинга работы инспекции выступила Татьяна Римкувене, представитель Тюменской Ассоциации выпускников Президентской программы. Идея будет реализована по принципу «тайного посетителя». Волонтеры инкогнито придут на прием к налоговым инспекторам, зафиксируют, сколько времени потребовалось отстоять в очереди, насколько полным и доступным было полученное объяснение. Результаты эксперимента будут предоставлены руководству инспекции и Управления ФНС России по Тюменской области, которые выразили готовность улучшать деятельность налоговых структур на основе реальных фактов.
Заместитель руководителя УФНС России по Тюменской области Вера Касаткина, в свою очередь, предложила организовать встречи представителей налоговой и бизнеса для обсуждения актуальных проблем на постоянной основе. Надо ли уточнять, что предприниматели активно поддержали эту идею...
Согласно стратегии развития Тюмени, число малых и средних предприятий к 2020 году увеличится в полтора раза, по сравнению с текущим состоянием. Соответственно, актуальность конструктивного «диалога о налогах» будет только расти.
Вера Касаткина: Конференция налогоплательщиков традиционно проводится в конце года так как большинство изменений вступают в силу с 1 января. В этом году мероприятие стало двухдневным, а число слушателей превысило 800 человек |