Компания Пресс-центр НП ППП Вакансии Контакты
ТюмБИТ Управлять ЛЕГКО!
(3452) 396139
 

 
Консалтинг
Облачный архив
ИТ-консалтинг
Правовой консалтинг
Аудит
Учебный центр
Сопровождение (ИТС)
Автоматизация предприятий
ERP-системы
CRM-системы
Система управления документами Docsvision
Финансово-аналитические системы
Для бюджетных учреждений
Для малого и среднего бизнеса
Для строительства и прочих отраслей

IT-инфраструктура
Построение и оптимизация
ПО и лицензирование
Антивирусная защита
Компьютеры для офиса
Построение СКС
ИТ-аутсорсинг
Создание сайтов
Система Гарант
О системе ГАРАНТ
Информационные блоки
Изменения в законодательстве
Мобильный ГАРАНТ
Он-лайн семинары
Горячая линия

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Пресс-центр


30.04.2009 Антикризисное управление


«Что такое кризис, и как с ним бороться» - так мог бы называться круглый стол, организованный Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области и журналом National Business при поддержке Клуба «Меркурий» еще несколько месяцев назад. Однако сегодня вряд ли удастся найти предпринимателя, не познавшего на собственном опыте последствия экономических потрясений. А потому на повестке дня стояла лишь вторая часть этого вопроса: «Что может противопоставить кризису тюменский бизнес?» Дискуссия, направляемая Ольгой Леонидовной Езикеевой, генеральным директором Фонда развития и поддержки предпри­нимательства Тюменской области, получилась весьма оживленной.

Алевтина Рогалевич, директор КГ «Аналитик-Центр», заявила, что кризис был не только неизбежен, но и... необходим. Рос­сийский бизнес, как и все наше общество, в последние годы испытывал своего рода «го­ловокружение от успехов». Топ-менеджеры крупнейших международных компаний изощрялись в красноречии на презентациях, пытаясь привлечь внимание выпускников вузов, а кадровые агентства сбивались с ног в поисках кандидатов, способных удовлетво­рить бесконечный поток заявок. Сейчас ры­нок работника вновь превратился в рынок работодателя, и, по мнению аналитика, это должно повысить уровень профессионализ­ма и ответственности персонала.

Андрей Лозицкий, генеральный директор ЗАО «ТюмБИТ», рассказал о работе антикризис­ного комитета, заседания которого проходят каждые две недели, принося ощутимый эф­фект. В частности, были предприняты следу­ющие меры. Во-первых, освобождение части офисных площадей и более компактная рас­становка рабочих мест. Во-вторых, объеди­нение подразделений с целью улучшения управляемости и получения синегретического эффекта. В-третьих, сокращение таких затрат, как аренда спортзала и проведение корпоративных праздников, значительное уменьшение бюджетов на закупки оборудо­вания и маркетинг, перевод корпоративной газеты из бумажного в электронный вид и многое другое... По мнению г-на Лозицкого, в условиях «небархатного сезона», помимо сокращения затрат, надо искать новые воз­можности, в том числе выводить на рынок услуги, которые раньше оказывались службами для внутренних нужд (например, создание сайтов, проведение тренингов персонала, оказание услуг по ве­дению бухгалтерского учета, предоставление аудиторских услуг и др.). Принятые меры уже сейчас позволили компании сэкономить миллионы рублей. И при этом не только со­хранить кадровый потенциал и клиентскую базу, но и привлечь новых клиентов.

Лариса Невидайло, директор тюменской сети ресторанов «МаксиМ», сказала, что кризис только способствовал пробуждению ее твор­ческой энергии. Помимо переноса офиса из центра города в пустовавшие помещения ресторана «МаксиМ», компании пришлось поменять концепцию одного из заведений. Так «буржуазное кафе «Буфет» превратилось в «городскую кофейню», что, по мнению вла­дельца, более соответствует настроению вре­мени. «Я хочу развеять миф, что «МаксиМ » - это всегда дорого».

При этом Лариса Кирилловна подтвер­дила, что персонал стал более лоялен, несмо­тря на то, что корпоративные празднества и преференции пришлось изрядно сократить, и выразила благодарность арендодателям за снижение арендной платы.

Наталья Девяткова, генеральный директор 000 «Денова консалтинг», констатировала, что инвесторы не покинули рынок коммерче­ской недвижимости, но их интересуют два фактора: степень готовности объекта и раз­меры дисконта. Присутствие ритейлеров на рынке резко сократилось, при этом многие поменяли форматы своих торговых объек­тов и активно объединяются в ассоциации, чтобы совместными усилиями добиваться максимальных скидок у девелоперов. В итоге снижение арендной платы в бизнес-сегменте достигает порядка 30%. Стартовые проекты активно сворачиваются. В качестве парадок­сального следствия кризиса она привела уве­личение числа сделок за наличный расчет.

Реагируя на кризис, «Денова консал­тинг» внедрила ряд новых услуг и техноло­гий, включая: экспресс-анализ рынка ком­мерческой недвижимости в течение четырех часов и сдачу в аренду бизнес-мест. Послед­нее означает, что арендатору предлагается не все помещение, а только оборудованное рабочее место. Популярностью пользуются и проекты но совместному приобретению недвижимости несколькими клиентами и услуги персонального менеджера.

Татьяна Зарубина, директор ЗАО «Газпром-Оптика», высказала глубокую «признатель­ность» рейдеру, но вине которого она некоторое время назад потеряла значительную часть своего бизнеса. По словам Татьяны Никола­евны, это заставило ее и коллектив мобилизоваться. В частности, удалось добиться почти трехкратного снижения стоимости продук­ции, получить международное признание в Париже, запустив производство очков с орнаментами финоугорских и южносибир­ских народностей. В завершении своего эмо­ционального выступления она призвала всех присутствующих больше внимания уделять своему здоровью, предложив ряд здоровье-формирующих технологий в рамках Меди­цинской группы «Газпром-Оптика».

Александр Юффа, президент ЗАО «Концерн «НИККА», с улыбкой отметил, что, судя по высту­плениям предыдущих ораторов, кризиса-то вовсе и нет, а следовательно, и обсуждать по большому счету нечего. «На самом деле си­туация очень тяжелая и ухудшается с каждым месяцем, - констатировал он. - Меры, пред­ложенные правительством, не внушают осо­бого оптимизма, а реального обсуждения их фактически не организовано. Поэтому советы в таких условиях давать бессмысленно. У каж­дого из нас есть своп рецепты, и мы ими вос­пользуемся в меру своих сил и способностей».

Эдуард Омаров, генеральный директор 000 «Квантаплюс», заявил, что антикризисные шта­бы и вообще мобилизация коллектива для ре­шения подобных задач вряд ли целесообраз­ны. «Рядовой работник должен заниматься своим делом, а не думать о глобальных зада­чах - у него голова по-другому устроена», - сказал он. Увольнения сотрудников Эдуард Закирович призвал заменить плановым со­кращением заработной платы, чтобы за счет этого максимально сохранить коллектив. При этом он признал, что продажи в основ­ных направлениях его бизнеса сократились на 30-40%, а средняя зарплата - на 22%.

Серго Степанян, генеральный директор ARSIB Holding Group, констатировал потерю 30% арендаторов и общий спад на рынке строи­тельства коммерческой недвижимости. Од­нако в такой сложной ситуации оказались не только мы, но и другие девелоперы. Тем не менее позиции холдинга остаются достаточно прочными. Благодаря диверсифицированности бизнеса холдинг имеет возмож­ность грамотно распределять финансовые потоки. Наиболее устойчиво чувствуют себя направления, так или иначе получающие государственную поддержку, в первую очередь АПК (Мичуринский свиноводческий ком­плекс), переработка сельхозпродукции на предприятии «Тюменьмолоко», входящем в состав холдинга. Кроме того, в компании разработан антикризисный план мероприя­тий по сокращению издержек и повышению производительности труда, позволяющий достойно справляться с трудностями.

Эдуард Нетт, генеральный директор ООО «Си6ирь Трейлер», согласился с тем, что ожидать помощи от правительства не стоит. Власти больше оза­бочены предотвращением социального взры- ва, а потому поощряют иждивенческие настро­ения, с которыми, напротив, нужно бороться. Лучше направить средства на создание новых продуктов в специальных инжиниринговых фирмах при условии их соответствия хотя бы трем критериям: возможность экспорта или продажи в другие регионы, возможность со­путствующей загрузки малого и среднего биз­неса в области, социальной значимости.

Такие продукты могли бы быть созданы в рамках утвержденных программ - разви­тия приоритетных предприятий промыш­ленности области, логистических центров, развития туризма и т.д., что повлечет за собой создание рабочих мест и снимет со­циальную напряженность.

Игорь Ракша, «Техномир», «Русская ювелирная сеть», решительно заявил, что преобразования в компании нужно начать прежде всего с себя самого как руководителя, хозяина бизнеса. На­пример, снизить затраты на обеспечение себя. Что касается персонала, то не снижать уровень заработной платы, а, напротив, поднять. Тогда произойдет ротация кадров, появятся более профессиональные сотрудники. И, в конце концов, надо просто начать работать.

Помимо этого Игорь Рафаэльевич отме­тил, что нужно обязать банки, получившие денежные средства от государства, регулярно предоставлять отчеты о выданных кредитах, то есть, сколько реальных денежных средств было выпущено в работу. Дополнительно к этому можно было бы создать параллельные банкам структуры со схожими функциями для кредитования бизнеса.

Напоследок Ольга Езикеева от Фонда развития и поддержки предприниматель­ства Тюменской области напомнила, что уже можно подавать заявки на получение займов на льготных условиях. Недавно фонд под­писал дополнительные соглашения о сотруд­ничестве с рядом банков, поэтому шансы на успех достаточно велики. Все участники заседания высказали пожелание проводить подобные встречи регулярно - тюменскому бизнесу есть что обсудить.

 

Что делать

  • По-прежнему работать в своем секто­ре + вводить новые профильные услуги.
  • Оптимизировать затраты, без которых пред­приятие может существовать безболезненно.
  • Создавать стратегические альянсы с партнерами.
  • Менять концепцию торговых площадок.
  • Повышать уровень обслуживания клиентов.
  • Максимально сохранить продук­тивных сотрудников.
  • Повышать квалификацию сотрудников.
  • Увеличить рабочий день, если необ­ходимо - рабочую неделю.
  • Самостоятельно фильтровать инфор­мацию о кризисе, поступающую из СМИ.
  • Заботиться о своем здоровье, найти себе хобби.

Журнал "National Business"

№ 3 (31), апрель 2009 года




Архив
 
© 2009 ГК "ТюмБИТ"