«Что такое кризис, и как с ним бороться» - так мог бы называться круглый стол, организованный Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области и журналом National Business при поддержке Клуба «Меркурий» еще несколько месяцев назад. Однако сегодня вряд ли удастся найти предпринимателя, не познавшего на собственном опыте последствия экономических потрясений. А потому на повестке дня стояла лишь вторая часть этого вопроса: «Что может противопоставить кризису тюменский бизнес?» Дискуссия, направляемая Ольгой Леонидовной Езикеевой, генеральным директором Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, получилась весьма оживленной.
Алевтина Рогалевич, директор КГ «Аналитик-Центр», заявила, что кризис был не только неизбежен, но и... необходим. Российский бизнес, как и все наше общество, в последние годы испытывал своего рода «головокружение от успехов». Топ-менеджеры крупнейших международных компаний изощрялись в красноречии на презентациях, пытаясь привлечь внимание выпускников вузов, а кадровые агентства сбивались с ног в поисках кандидатов, способных удовлетворить бесконечный поток заявок. Сейчас рынок работника вновь превратился в рынок работодателя, и, по мнению аналитика, это должно повысить уровень профессионализма и ответственности персонала.
Андрей Лозицкий, генеральный директор ЗАО «ТюмБИТ», рассказал о работе антикризисного комитета, заседания которого проходят каждые две недели, принося ощутимый эффект. В частности, были предприняты следующие меры. Во-первых, освобождение части офисных площадей и более компактная расстановка рабочих мест. Во-вторых, объединение подразделений с целью улучшения управляемости и получения синегретического эффекта. В-третьих, сокращение таких затрат, как аренда спортзала и проведение корпоративных праздников, значительное уменьшение бюджетов на закупки оборудования и маркетинг, перевод корпоративной газеты из бумажного в электронный вид и многое другое... По мнению г-на Лозицкого, в условиях «небархатного сезона», помимо сокращения затрат, надо искать новые возможности, в том числе выводить на рынок услуги, которые раньше оказывались службами для внутренних нужд (например, создание сайтов, проведение тренингов персонала, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, предоставление аудиторских услуг и др.). Принятые меры уже сейчас позволили компании сэкономить миллионы рублей. И при этом не только сохранить кадровый потенциал и клиентскую базу, но и привлечь новых клиентов.
Лариса Невидайло, директор тюменской сети ресторанов «МаксиМ», сказала, что кризис только способствовал пробуждению ее творческой энергии. Помимо переноса офиса из центра города в пустовавшие помещения ресторана «МаксиМ», компании пришлось поменять концепцию одного из заведений. Так «буржуазное кафе «Буфет» превратилось в «городскую кофейню», что, по мнению владельца, более соответствует настроению времени. «Я хочу развеять миф, что «МаксиМ » - это всегда дорого».
При этом Лариса Кирилловна подтвердила, что персонал стал более лоялен, несмотря на то, что корпоративные празднества и преференции пришлось изрядно сократить, и выразила благодарность арендодателям за снижение арендной платы.
Наталья Девяткова, генеральный директор 000 «Денова консалтинг», констатировала, что инвесторы не покинули рынок коммерческой недвижимости, но их интересуют два фактора: степень готовности объекта и размеры дисконта. Присутствие ритейлеров на рынке резко сократилось, при этом многие поменяли форматы своих торговых объектов и активно объединяются в ассоциации, чтобы совместными усилиями добиваться максимальных скидок у девелоперов. В итоге снижение арендной платы в бизнес-сегменте достигает порядка 30%. Стартовые проекты активно сворачиваются. В качестве парадоксального следствия кризиса она привела увеличение числа сделок за наличный расчет.
Реагируя на кризис, «Денова консалтинг» внедрила ряд новых услуг и технологий, включая: экспресс-анализ рынка коммерческой недвижимости в течение четырех часов и сдачу в аренду бизнес-мест. Последнее означает, что арендатору предлагается не все помещение, а только оборудованное рабочее место. Популярностью пользуются и проекты но совместному приобретению недвижимости несколькими клиентами и услуги персонального менеджера.
Татьяна Зарубина, директор ЗАО «Газпром-Оптика», высказала глубокую «признательность» рейдеру, но вине которого она некоторое время назад потеряла значительную часть своего бизнеса. По словам Татьяны Николаевны, это заставило ее и коллектив мобилизоваться. В частности, удалось добиться почти трехкратного снижения стоимости продукции, получить международное признание в Париже, запустив производство очков с орнаментами финоугорских и южносибирских народностей. В завершении своего эмоционального выступления она призвала всех присутствующих больше внимания уделять своему здоровью, предложив ряд здоровье-формирующих технологий в рамках Медицинской группы «Газпром-Оптика».
Александр Юффа, президент ЗАО «Концерн «НИККА», с улыбкой отметил, что, судя по выступлениям предыдущих ораторов, кризиса-то вовсе и нет, а следовательно, и обсуждать по большому счету нечего. «На самом деле ситуация очень тяжелая и ухудшается с каждым месяцем, - констатировал он. - Меры, предложенные правительством, не внушают особого оптимизма, а реального обсуждения их фактически не организовано. Поэтому советы в таких условиях давать бессмысленно. У каждого из нас есть своп рецепты, и мы ими воспользуемся в меру своих сил и способностей».
Эдуард Омаров, генеральный директор 000 «Квантаплюс», заявил, что антикризисные штабы и вообще мобилизация коллектива для решения подобных задач вряд ли целесообразны. «Рядовой работник должен заниматься своим делом, а не думать о глобальных задачах - у него голова по-другому устроена», - сказал он. Увольнения сотрудников Эдуард Закирович призвал заменить плановым сокращением заработной платы, чтобы за счет этого максимально сохранить коллектив. При этом он признал, что продажи в основных направлениях его бизнеса сократились на 30-40%, а средняя зарплата - на 22%.
Серго Степанян, генеральный директор ARSIB Holding Group, констатировал потерю 30% арендаторов и общий спад на рынке строительства коммерческой недвижимости. Однако в такой сложной ситуации оказались не только мы, но и другие девелоперы. Тем не менее позиции холдинга остаются достаточно прочными. Благодаря диверсифицированности бизнеса холдинг имеет возможность грамотно распределять финансовые потоки. Наиболее устойчиво чувствуют себя направления, так или иначе получающие государственную поддержку, в первую очередь АПК (Мичуринский свиноводческий комплекс), переработка сельхозпродукции на предприятии «Тюменьмолоко», входящем в состав холдинга. Кроме того, в компании разработан антикризисный план мероприятий по сокращению издержек и повышению производительности труда, позволяющий достойно справляться с трудностями.
Эдуард Нетт, генеральный директор ООО «Си6ирь Трейлер», согласился с тем, что ожидать помощи от правительства не стоит. Власти больше озабочены предотвращением социального взры- ва, а потому поощряют иждивенческие настроения, с которыми, напротив, нужно бороться. Лучше направить средства на создание новых продуктов в специальных инжиниринговых фирмах при условии их соответствия хотя бы трем критериям: возможность экспорта или продажи в другие регионы, возможность сопутствующей загрузки малого и среднего бизнеса в области, социальной значимости.
Такие продукты могли бы быть созданы в рамках утвержденных программ - развития приоритетных предприятий промышленности области, логистических центров, развития туризма и т.д., что повлечет за собой создание рабочих мест и снимет социальную напряженность.
Игорь Ракша, «Техномир», «Русская ювелирная сеть», решительно заявил, что преобразования в компании нужно начать прежде всего с себя самого как руководителя, хозяина бизнеса. Например, снизить затраты на обеспечение себя. Что касается персонала, то не снижать уровень заработной платы, а, напротив, поднять. Тогда произойдет ротация кадров, появятся более профессиональные сотрудники. И, в конце концов, надо просто начать работать.
Помимо этого Игорь Рафаэльевич отметил, что нужно обязать банки, получившие денежные средства от государства, регулярно предоставлять отчеты о выданных кредитах, то есть, сколько реальных денежных средств было выпущено в работу. Дополнительно к этому можно было бы создать параллельные банкам структуры со схожими функциями для кредитования бизнеса.
Напоследок Ольга Езикеева от Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области напомнила, что уже можно подавать заявки на получение займов на льготных условиях. Недавно фонд подписал дополнительные соглашения о сотрудничестве с рядом банков, поэтому шансы на успех достаточно велики. Все участники заседания высказали пожелание проводить подобные встречи регулярно - тюменскому бизнесу есть что обсудить.
Что делать
- По-прежнему работать в своем секторе + вводить новые профильные услуги.
- Оптимизировать затраты, без которых предприятие может существовать безболезненно.
- Создавать стратегические альянсы с партнерами.
- Менять концепцию торговых площадок.
- Повышать уровень обслуживания клиентов.
- Максимально сохранить продуктивных сотрудников.
- Повышать квалификацию сотрудников.
- Увеличить рабочий день, если необходимо - рабочую неделю.
- Самостоятельно фильтровать информацию о кризисе, поступающую из СМИ.
- Заботиться о своем здоровье, найти себе хобби.
Журнал "National Business"
№ 3 (31), апрель 2009 года |