Мобильных телефонов стало так много, что это уже не техническое, а социальное явление. Новые возможности ставят неожиданные вопросы.
Может ли работодатель запретить своим сотрудникам пользоваться мобильным телефоном на работе. Обязаны ли мы выключать аппарат в библиотеке, например?
По мнению эксперта Виктора Наумова, руководители группы по правовой защите интеллектуальной собственности компании одной из западных компаний, работодатель вправе запретить использование личных мобильных телефонов сотрудников на работе в рабочее время или установить особые правила для их использования. Российское законодательство позволяет определить те или иные условия труда путем внесения соответствующих норм в правила внутреннего трудового распорядка – например, запрета телефонов. Другой вопрос, что реальной действенной ответственности за нарушения условий пользования телефоном пока не установлено, и, например, суд в рамках которого будет рассматриваться трудовой спор об увольнении исключительно из-за мобильника, скорее всего, закончится восстановлением на работе сотрудника.
Что касается публичных заведений, то их администрация вправе запретить использование телефонов путем размещения объявлений на входе – это будет рассматриваться как своеобразная оферта: когда человек входит, он тем самым ее акцептирует, то есть принимает поставленное условие.
В США обеспокоены использованием телефонов за рулем автомобиля в рабочее время. Компания ExxonMobil специально проводила исследование и выпустила формальную бумагу о запрете использования телефонов сотрудниками при вождении автомобиля в служебное время по соображениям безопасности. Выключать телефон в машине не требуется, но отвечать на звонки нельзя, они должны переадресовываться в голосовую почту. Ее надо проверять только во время остановок. В компании DuPont разговоры за рулем «настоятельно не рекомендуются». В BMBNA America Bank рассчитывают, что сотрудники будут руководствоваться здравым смыслом и благоразумием. Впрочем, конкретные менеджеры могут запрещать использовать телефоны в конкретных помещениях банка. При этом использовать встроенные камеры сотрудникам запрещено везде. А в Сиэтле таксистам собираются запретить говорить по мобильному телефону, когда в машине находится пассажир.
В Австралии борются с раздражающими, нестандартными мелодиями звонков. Даже если это безобидная рождественская песенка. По данным опроса австралийских работодателей, в 54% организаций рекомендовано установить простой звонок или вовсе переключить аппарат в режим вибрации. 9% разрешают использовать телефон только в экстренных случаях, а ещё 9 – запрещают пользоваться им вообще. В одном из муниципалитетов даже ввели пятидолларовый штраф за невыключенный на время совещания телефон.
Проблема приняла такие масштабы, что австралийские профсоюзы начали борьбу за право сотрудников на мобильную связь. А австралийская ассоциация мобильных телекоммуникаций составила свод правил мобильного этикета.
Десять золотых правил
1. По возможности выходите на улицу или в другую комнату, если можете помешать присутствующим своим разговором.
2. Если ждете важный звонок и не можете выключить мобильный телефон, включите беззвучный режим.
3. Когда положено, выключите мобильный телефон.
4. Сохраняйте свой разговор частным, помните об окружающих.
5. Говорите тихо, у телефона чувствительный микрофон. Если вам плохо слышно, проверьте громкость своего аппарата.
6. Не всегда обязательно отвечать – во многих случаях лучше использовать автоответчик.
7. Невежливо прерывать очный разговор из-за звонка.
8. Не посылайте неуместных SMS-сообщений.
9. Используя мобильную камеру, уважайте частную жизнь. Спросите разрешения прежде чем кого-то сфотографировать.
10. Администрация публичных мест может запрещать звонки, но не телефоны. Следует просить переключить аппарат в беззвучный режим перед входом в помещение.
Александр Кузнецов |