Масштабная операция правоохранительных органов «Контрафакт» завершилась. О ее результатах, а также о разных аспектах проблемы пиратства в России рассказал Юрий Сорокин, генеральный директор Гильдии по развитию аудиовидеоторговли (Москва).
– Прежде всего, почему с пиратами так трудно бороться?
– Прошедшая операция «Контрафакт» показала, что прямые силовые акции на какой-то период – на время их проведения – пиратский рынок приостанавливают. Но операция закончилась 31 ноября, а через два дня Москва и другие крупные города были завалены уличными лотками с пиратскими дисками. Некоторые специалисты считают, что нужно ужесточать действующее законодательство, в частности 146 статью УК (нарушение прав интеллектуальной собственности). Например, увеличить максимальный срок наказания с пяти лет лишения свободы до шести, а это сразу переводит пиратство в раздел тяжких преступлений. Сейчас по действующему законодательству конфискуется пиратский тираж, в новом – предлагается конфисковать оборудование и материалы, на которых он изготавливался. Кроме того, наша Гильдия выступает за использование экономических рычагов, чтобы у торговцев лицензионными дисками была возможность завоевать свои позиции на российском рынке.
– Как это можно сделать?
– У пиратов любой, даже самый новый диск больше 100-120 рублей не стоит, а для лицензионных дисков средняя цена 300-400 рублей, разница в два с половиной раза. Весьма существенно! Особенно если рядом торгуют такими же, но дешевыми дисками. Поэтому мы и пытаемся работать с правообладателями, чтобы они учитывали покупательную способность потребителей. Например, сделали диверсификацию стоимости дисков: дорогие для «домашних кинотеатров», эконом-класс для владельцев DVD-проигрывателя, диски с минимальным оформлением для молодежи, пенсионеров. Качество у всех версий одинаковое, разница лишь в «наворотах». Так можно как-то экономическую базу у пиратов выбить, потому что большее количество категорий покупателей потянется к лицензионным дискам. Тем более что согласно нашим опросам – а мы регулярно проводим мониторинги пиратского рынка, – многие из тех, кто торгует «пираткой» готовы, если оптовая и розничная цена на пиратские и лицензионные диски будет незначительно отличаться, отказаться от пиратских, потому что это все-таки преступление.
– Часто в магазинах можно встретить лицензионные диски «для продажи на какой-то ограниченной территории», например, «не для продажи в Москве». Является ли такая надпись признаком поддельной продукции?
- Нет, конечно. Есть такая практика выпуска релизов, они бывают в целом на всю страну или на конкретный регион. Но если на диске указано, что партия предназначена для распространения в таком-то регионе (в нашем случае «не для продажи в Москве»), а вы его приобретаете на площади трех вокзалов, тогда, конечно, этот диск попал сюда пиратским способом. Кстати, как показывает, практика, по техническому качеству процентов 90% современной пиратской продукции от лицензионной отличить нельзя. Правда, в отношении компьютерных программ, несколько иная ситуация – рано или поздно проблемы с пиратской продукцией все равно начинаются. Например, с отсутствия того же обновления.
– Как, на ваш взгляд, можно эффективно бороться с пиратством в России? – Правообладатели должны принять для себя принципиальное решение и снизить оптовую цену на продукцию. Арендодатели могли бы для тех, кто заявляет, что торгует только лицензионной продукцией, сделать преференции (у нас есть такой опыт). Государство могло бы уполномочить несколько коммерческих банков на выдачу товарных кредитов тем, кто торгует лицензионной продукцией, под гарантии государства. И должна быть соответствующая законодательная база. При всём это очень важна информационная и просветительская работа, потому что сегодня покупатели пиратских дисков сами не понимают, что нарушают УК, то есть незаконно пользуется чужим авторским правом.
По материалам сайта «Газета.Ру» подготовил Денис Юрген
|